Nissan научилась производить кузовные панели без штампов

« Назад

Изготовить кузовной штамп с нуля – дело непростое и весьма дорогостоящее. Лишь потом, когда с его помощью будут произведены сотни тысяч серийных панелей, затраты окупятся. С моделями, которые уже давно сняты с производства, все гораздо сложнее. Как правило, штампы для них утилизируются, после чего изготовить для такого автомобиля какую-либо кузовную деталь практически невозможно. Конечно, деталь простой формы можно попытаться изготовить вручную, но и в этом случае хотя бы без грубой болванки обойтись не удастся.

Решить проблему попытались инженеры Nissan. Не секрет, что мелкосерийные детали из пластика при помощи 3D-печати изготавливаются без литьевой формы. Теперь же нечто подобное японцы хотят реализовать и для больших листов металла. Упрощенно процесс изготовления кузовных панелей без штампов выглядит следующим образом: между двумя синхронно работающими роботами находится лист металла, который благодаря двухстороннему воздействию постепенно приобретает нужную форму. Закрепленный в специальной рамке лист можно выгибать или вытягивать. При этом в специальной программе можно заранее прописать, в какую сторону и в каких местах металлический лист будет иметь изгибы.

Еще несколько лет назад считалось, что подобную технику обработки металла нельзя использовать в коммерческих целях. Но в Nissan уверяют, что за прошедшие пять лет, в течение которых инженеры работали над проектом, им удалось значительно усовершенствовать технологию. Во-первых, разработана программа, позволяющая с высокой точностью управлять роботами-манипуляторами. Во-вторых, инженеры Nissan выработали оптимальную логику производства деталей различной формы. Кроме этого, участвующие в производстве роботы теперь будут оснащаться инструментами с алмазным покрытием, что избавит от необходимости использовать смазку при производстве панелей.

Менеджер проекта Кэиго Оямада выразил уверенность, что постепенно усовершенствованная технология станет использоваться в коммерческих целях. Компания Nissan будет изготавливать небольшие партии кузовных панелей для старых моделей автомобилей. Для этого дополнительно придется создать 3D-модель и отсканировать чертежи актуальных панелей.